10 советов, как выбрать отвёртку: виды отвёрток, размеры, назначение

Каждое резьбовое соединение требует строго определенного момента затяжки. Для его контроля применяются динамометрические ключи. О них и пойдет речь.

Обращаем внимание на конструкцию

Как правило, отвертка состоит из трех элементов: наконечника, стержня и рукоятки. Можно выбрать инструмент цельный, у которого стержень проходит полностью через корпус. А можно выбрать и составную модель с битами. Этот выбор считается более практичным, так как в наборе содержатся различные насадки. В зависимости от того, какая конструкция инструмента, можно менять либо одни биты, либо стержень.

Выбор материала рукоятки должен быть тщательным, так как она должна быть прочной и удобной. Как правило, для нее используется такой материал, как пластик, дерево или резина. Популярной считается отвертка с пластиковой рукояткой, потому что ее можно использовать при любых обстоятельствах и условиях, легко чистить от различного рода загрязнений. Удобной и хорошей рукояткой считают вариант с наличием резиновых вставок, так как такое покрытие не будет натирать мозоли.

Выбрать стержень нужно из высоколегированной прочной стали, которая будет прочной и устойчивой к коррозии. Высокую прочность инструменту обеспечивают такие стали, как хромованадиевая и хромомолибденовая. Жало из такого материала не боится действия масел, влаги или других абразивных материалов. Правильный выбор стержня зависит от его прочности, длины, формы и диаметра. Согласно ГОСТ прочность у стержня должна колеблется между 47 и 52 HRC. При прочности стержня меньше 47, он может погнуться, а если больше 52 – треснуть.

Обращаем внимание на конструкцию

Выбор наконечника требует особого внимания и зависит от того, какие головки на винте или шлицы на шурупе (желательно выбрать под шуруп). Крестовую отвертку считают более популярной, чем плоскую. Также наконечник может быть и в виде шестилучевой звезды.

Отвертка с намагниченной битой способна удерживать на кончике незначительные детали, поэтому она незаменима при работе с мелкими элементами крепления. По цвету наконечник нужно выбрать не таким, как стержень. Для того чтобы жало (наконечник) приобрел большую прочность, его обрабатывают специальным средством (например, оксидирование) из-за чего элемент становится темным. Темный шершавый наконечник говорит о том, что инструмент прошел оксидированную обработку. Если такой обработки нет, то жало будет глянцевым и будет быстро изнашиваться.

Отвертка Wiha

Для автоматических выключателей и более крупного модульного оборудования применяют отвертки размером побольше. Например с моментом от 1 до 5Нм.

В комплекте Wiha для комфортной работы закупается:

  • сама динамометрическая отвертка
  • элемент держателя биты
  • установочный инструмент
  • биты

Процесс настройки момента несколько иной, чем у Wera. Настройка происходит изнутри, путем помещения настроечного элемента внутрь динамометрической отвертки. Проворачивая ее по часовой (увеличивая) или против часовой (уменьшая) стрелки, смотрим момент на шкале в середине отвертки.

Вытаскиваем установочный инструмент и ставим внутрь держатель бит. Отвертка готова к применению.

Чтобы затянуть контакты на автомате сначала в обязательном порядке используем простую отвертку, а уже дотягиваем до характерного щелчка динамометрической. Таким образом применять ее нужно практически в самом конце ремонта, когда весь распредшкаф собран, все оборудование установлено и контакты предварительно затянуты простыми отвертками. Только после этого выставляя нужные моменты, проходим заново все клеммы и винты.

Цена набора со всем необходимым для отверток Wiha в интернет магазинах начинается от 14000рублей.

Типы динамометрических ключей

Чтобы выбрать подходящий ключ для своей работы, для начала необходимо разобраться, чем же они отличаются. По способу настройки и индикации динамометрические ключи делятся на несколько категорий, однако наибольшее распространение (ввиду своей надёжности и практичности) получили два типа:

  1. Ключ предельного типа (щелчковый)

Это самый распространённый вариант динамометрических ключей. Их погрешность составляет не более 5%, они удобны и просты в использовании. Прекрасно подходят для быстрой затяжки соединений с известным максимальным усилием.

2. Электронные ключи с цифровой индикацией

Такие ключи позволяют очень точно контролировать усилие затяжки в процессе работы, что важно при работе с электроникой или ответственными узлами автомобилей. 

Четыре основных типа динамометрических ключей

Предельный (щелчковый)

Рукоять оснащена регулировочным механизмом с основной и вспомогательной шкалами, которые настраиваются по прилагаемой к прибору инструкцией. В продаже можно найти и аналоги с упрощенной регулировкой.

Стрелочный

Цифровой

Цифровой ключ имеет цифровую индикацию и массу полезных дополнительных качеств. К ним относятся:

  • память, встроенная по умолчанию в прибор;
  • множество настроек;
  • возможность подсоединения к персональному компьютеру с последующей калибровкой;
  • память о дате, времени, марке автомашины;
  • счетчик использования оборотов ключа;
  • вибрационный/звуковой сигналы для контроля за проведением работы.

Ключ-адаптер

Что такое динамометрический ключ и где применяется?

28 декабря 2016, 11:08    1828  Полезные статьи

Широкую популярность сегодня приобрел очень полезный и одновременно интересный вид инструмента под названием динамометрический ключ. Внешне, динамометрический ключ схож с традиционным, гаечным. Единственное его отличие заключается в том, что в центре ключа встроен маленький динамометр.

Область применения такого динамометрического ключа тут заключается в затяжке соединения резьбы или же в проектировке различных объектов при строительстве деревянных или каменных сооружений или проектировке промышленного оборудования, которая предполагает сборку и демонтажные работы.

Стоимость динамометрических ключей варьируется и зависит от того, какими дополнительными функциями они оснащены.

Виды ключей

Прежде чем остановить свой выбор на одном из динамометрических ключей, рекомендуется заранее определиться с тем, какой именно вид ключа вам нужен. Следует учитывать, что на сегодняшний день существует широкий выбор динамометрических ключей, однако самыми распространенными среди них являются ключи со стрелками и шкалой.

Если в процессе работы будет необходимо постоянно следить за изменениями показателей ключа, лучше всего сделать выбор в пользу ключей с подобным устройством.

Кроме того, стрелочные динамометрические ключи оснащены двумя разными стрелками, которые необходимы для фиксации величины крутящегося элемента, и показателей стяжки.

Важно

Именно поэтому, если возникла необходимость стянуть конструкцию максимально плотно и точно, лучше воспользоваться динамометрическим ключом со стрелкой.

Помимо того, что в большей степени используются динамометрические ключи с предельными показателями, не меньшей популярностью обладают индикаторные ключи. Они отличаются от обычных ключей тем, что оснащены индикаторной системой, которая в свою очередь бывает электронного вида, со шкалой или стрелками.

Читайте также:  Как выбрать пистолет для гвоздей вагонки

Применение

Прежде чем приступить к работе с динамометрическим ключом, рекомендуется внимательно изучить  прилагающуюся инструкцию. Кроме того, следует отталкиваться от тех параметров, которые понадобятся при работе с ним.

Работая с динамометрическим ключом, воспрещается применять ключ, в случае если показатели его затяжки и показатели стяжки конструктивного элемента не совпадают. Все это может привести к тому, что динамометрический ключ выйдет из строя.

Кроме того, корпусную часть ключа необходимо беречь от механических повреждений, которые могут исказить показатели и сделать работу с ним менее качественной.

Подпишитесь на нас

Советы по выбору отверток

  • Долговечность инструмента во многом определяется качеством применяющихся при производстве материалов. Наиболее прочными считаются стержни из легированной стали, содержащей молибден и кремний.
  • Что касается наконечников, лучше выбирать инструменты с оксидированным жалом. Воронение не только придает изделию черный цвет, но и повышает устойчивость к коррозии, а также улучшает сцепление.
  • Если планируется работать с мелкими элементами, обратите внимание на модели с магнитными наконечниками, помогающими удержать небольшие металлические детали.
  • Также важно обращать внимание на маркировку инструментов. Кроме указания на тип шлица она содержит информацию о размере изделия и совместимого крепежного элемента. Например, крестовые отвертки №0, имеющие стержни диаметром 4 мм и длиной до 80 мм, подходят для винтов с диаметром наружной резьбы до 2 мм.

Виды отвёрток

Технический прогресс не стоит на месте, и чтобы всячески облегчить работу потребителям, было придумано несколько усовершенствованных и довольно востребованных видов отвёрток.

Виды отвёрток
Виды отвёрток
  • Реверсивная отвёртка. Этот вид отвёртки оснащён трещоткой (храповым механизмом), который позволяет передавать крутящий момент от стержня к наконечнику, не перехватывая рукоять. Стержень свободно прокручивается в рукоятке. С помощью специального переключателя, в виде небольшого рычага, можно производить как отвинчивание, так и завинчивание. Среднее положение переключателя блокирует способность стержня прокручиваться, что даёт возможность пользоваться ею, как обычной отвёрткой.
  • Отвёртки-вставки (биты). Отвёртки-вставки могут иметь разную длину, форму шлица и его размер, а также быть двусторонними. Они считаются расходным материалом для шуруповёртов или отвёрток-держателей, в которые вставляются. Отвёртка-битодержатель представляет собой рукоять со стержнем, на конце которого находиться специальное отверстие, в которое можно подобрать необходимую отвёртку-вставку. Крепление биты в отверстии происходит с помощью цангового зажима или с помощью пружинного или магнитного держателя. Имея отвёртку-битодержатель и набор необходимых отвёрток-вставок, вы сможете существенно сэкономить, так как вам не придётся покупать множество отвёрток под разные шлицы.
  • Отвёртка с гибким валом. Данный вид отвёртки является весьма необычным, так как часть её стержня заменена гибким валом или угловой зубчатой передачей, что позволяет изменять угол наклона стержня и передавать крутящий момент от рукояти к наконечнику практически под любым углом. Это значительно облегчает работу в стесненных условиях или труднодоступных местах.
Виды отвёрток

Основные резьбовые соединения в двигателе

Перечень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затягивания:

  • Головка блока цилиндров (ГБЦ). Очень важный узел, поэтому при её креплении к блоку важно соблюдать не только момент затяжки, но и порядок затягивания болтов. Как правило, ГБЦ затягивается довольно большим моментом, начиная от центра блока к краям в несколько заходов. Обязательно уточняйте эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля (для каждой модели двигателя цифры и порядок могут быть различны)!
  • Клапанная крышка. Из-за того, что шпильки креплений клапанной крышки имеют маленький диаметр, при их затягивании следует соблюдать особую осторожность и не превышать необходимый момент. Порядок затягивания и момент также уточняйте в руководстве.
  • Свечи зажигания и свечи накаливания. Они затягиваются в произвольном порядке, но очень внимательно, так как в случае повреждения резьбы в двигателе потребуется дорогостоящий ремонт.
  • При затягивании форсунок также соблюдайте осторожность: из-за их небольшого диаметра легко повредить резьбу.
  • Затягивать подушки двигателя следует после полной установки двигателя, когда уже он своим весом держится на них. Если затянуть подушки до того, как двигатель полностью ляжет на них и будет убран домкрат, подушки быстро порвутся при эксплуатации.
Читайте также:  Насадки на дрель для шлифовки и полировки

Такой порядок затяжки ГБЦ чаще всего используется для рядных четырехцилиндровых двигателей

Основные резьбовые соединения в двигателе

Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.

Похожие записи:

  1. Как отремонтировать кнопку болгарки
  2. Крепеж для прокладки кабеля
  3. Почему степлер бьет по две скобы
  4. Система смазки компрессорной установки

С каким усилием затягивать ступичную гайку на своём автомобиле?

Для каждого авто установлены нормы момента, так как сила затяжки для контргайки зависит от следующих факторов: — Размеров подшипника; — Регламентированного осевого зазора; — Диаметра и шага резьбы; Далее представлены показатели усилий, для того чтобы правильно затягивать гайку. База будет постепенно пополняться.

Совет:

Если вы не нашли значений моментов затяжки для своего авто (Шкода Октавия, модели Субару, Тойота Королла), найдите подшипник какой установлен у вас, и такой же диаметр резьбы или задайте вопрос в комментариях.

Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на ВАЗ (ЛАДА)

Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Форд (Ford)

Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Шевроле (Chevrolet)

Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Рено (Renault)

А Б В Г
1 Логан 175 М20х1,5
2 Меган 1, Меган 2 280
3 Сандеро
4 Дастер 4×4 280
5 Дастер 4×2 175

Полезное видео

Дополнительную полезную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже: Ну, и в конце следует еще раз напомнить о том, что перед началом затяжки нужно проконтролировать длину всех болтов (она должна быть равна 135,5 мм). В случае, если длина будет отличаться от указанной, особенно в большую сторону, то никакого толка даже от самого тщательного затягивания таких болтов — не будет.

При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.