Изготовление мини-трактора из мотоблока своими руками

Приобретая в хозяйство мотоблок, люди делают упор на мощность двигателя и производительность техники. Однако на производительность агрегата прямое влияние оказывают колёса для мотоблока. Ходовая часть позволяет агрегату передвигаться по приусадебному участку.

Мотоблок и его комплектующие

Мотоблок – это передвижная сельскохозяйственная машина, в которой мускульная сила человека применяется для регулировки глубины обработки почвы и  выбора направления движения. Сделан агрегат из следующих основных элементов:

  • рамы;
  • двигателя;
  • редуктора;
  • ручки;
  • основного вала с колёсами.

Все детали изготавливаются из качественных материалов и имеют надёжное крепление, которое даже при наличии длительной вибрационной нагрузки позволяет сохранить целостность конструкции. Двигатели могут существенно отличаться по мощности. От этого параметра напрямую зависит производительность машины.

Редуктор устанавливается в нижней части мотокультиватора. Эта деталь служит для преобразования крутящего момента. Многие модели оснащаются коробками, которые объединены с устройством передачи вращения основного вала. Такой элемент необходим для изменения количества оборотов, что очень важно при использовании мотоблока для выполнения различных задач.

Двигатель культиватора соединяется с редуктором посредством ременной передачи, которая также используется в качестве детали, позволяющей плавно трансформировать усилие от мотора к основному рабочему валу.

На ручке находятся элементы управления муфтой, оборотами двигателя и кнопка выключения зажигания. Благодаря наличию переключателей оператор всегда имеет полный контроль над режимами работы силового агрегата.

Выбор мотоблока

Из важных параметров для этих устройств стоит перечислить:

  • Стоимость, производитель.
  • Размер плуга.
  • Разновидность применяемого двигателя.
  • Вес.
  • Уровень мощности.

Подробное рассмотрение актуально для каждой характеристики.

Мощность. Обычно она зависит от площади, которая требует обработки на том или ином участке. Чем больше участок – тем более мощный мотоблок надо брать.

Вес определяется видом обрабатываемой почвы. Для твердых сортов почвы не стоит выбирать слишком легкие приспособления. В противном случае минитрактора просто не справятся со своим назначением.

По сравнению с бензиновыми, дизельные двигатели работают гораздо тише. У них низкая компрессия, позволяющая запускаться даже в сильные морозы без дополнительных проблем. Но дизель выигрывает по экономичности своего применения. У него есть стабильные обороты, и увеличенная тяга. С тяжелыми грунтами и большими площадями лучше справится именно двигатель на дизеле.

Готовность к нагрузкам физического плана, величина глубины и терпение – факторы, которые надо учитывать при определении подходящих габаритов для будущего приобретения. Оптимальным выбором считаются разборные модели, которые регулируются по ширине, тогда плуг легко будет настроить в зависимости от своих потребностей в тот или иной конкретный момент.

Присутствует тесная взаимосвязь между такими факторами, как стоимость и производитель. Если есть возможность, то лучше выбирать изделия от фирм, которые уже давно находятся на рынке. Но можно обойтись и более дешевыми аналогами, если финансовые возможности ограничены. Российские изделия так же станут оптимальным вариантом для большинства.

Китайские мотоблоки

В основном это – копии российских моделей. Стоимость у них ниже, но она достигается не только за счет дешевой рабочей силы, но и экономии на материалах для производства, технологическом оборудовании. Это негативно сказывается на качестве готовых изделий.

При этом функционал не отличается от российских аналогов. У покупателей тоже давно сложилось мнение о том, что товары из Китая – одноразовые. Производство мотоблоков не стало исключением. В последнее время и в этом направлении появляются изделия приемлемого качества, но даже до аналогов из России им еще далеко. Китайская техника предназначена, главным образом, для тех, кто имеет навык слесарных работ и запас инструментов чуть ли не профессионального уровня.

Читайте также:  10 лучших бензопил для дома до 5000 рублей

Российские изделия

Оптимальное решение с приемлемой ценой. Популярность среди покупателей приобрели варианты с клиноременной передачей, либо передачей крутящего момента на косилку, снегоуборщик или щетку. В любом случае процесс не обходится без участия специального ремня.

Особенность наших разработок – простое устройство системы сцепления. Эксплуатация и ремонт облегчаются благодаря этому. Из процедур по обслуживанию остается только замена ремня. Еще советские инженеры спроектировали редуктор, который признан одним из самых удачных на рынке. Используются профессиональные двигатели импортного производства. Агрегаты получаются функциональными, надежными. Импортным они немного уступают, но по стоимости находятся далеко впереди.

Что можно делать с помощью дополнительного оснащения?

Сразу следует отметить, что все самоделки из мотоблока можно поделить на 2 большие категории – обычные устройства навесного типа и капитальные реконструкции, где мотоблок выступает в роли главного ведущего узла. Многие хозяев вполне могут усовершенствовать свой мотоблок и установить на него следующее оборудование:

  • систему уборки снега;
  • отвал – для возможности перемещения сыпучих строительных материалов – песка, щебня, тырсы, и прочих;
  • газонокосилку – для возможности стрижки травы и газона;
  • картофелесажалку и картофелекопалку – с помощью, которой можно выполнять посадку и уборку картошки;
  • плуг и окучник.

Важно отметить, что в подавляющем большинстве случаев дополнительное оборудование устанавливается на топливные модели мотоблоков, мощность двигателя в которых составляет от 6 кВт и выше. При проектировании такого мотоблока в него закладывается значительно больший ресурс в плане мощности, так что этот фактор можно и нужно использовать.

Электрические устройства вследствие меньшей мощности, далеко не всегда подходят для возможности приспособления их в качестве самодельного оборудования. Именно поэтому самоделки для мотоблоков своими руками чаще всего конструируют именно из топливных моделей высокой мощности.

Лучшие производители

Кроме общих технических характеристик, также следует обратить внимание на производителя мотоблока. В наше время на рынке есть несколько заводов:

  • МТЗ;
  • Кентавр;
  • Нева;
  • Агро;
  • Зубр;
  • Зирка.

Важно и то, что эти производители сразу продают готовые комплекты для переделки их в трактор на базе мотоблока.

Среди моделей только мотоблок Агро имеет существенные недостатки перед остальными. У таких мотоблоков нет достаточного угла изгиба. Это приводит к большой нагрузке на узлы трактора. Поэтому при покупке подобной модели необходимо будет усилить его с помощью установки дополнительных редукторов.

Все модели таких производителей отлично зарекомендовали себя в работе. Тем более, если случилась поломка аппарата, то запчасти можно легко найти в магазине.

Рекомендации профессионалов

Нужно помнить о том, что самодельная снегоходная машина является транспортным средством. Специалисты рекомендуют не забывать об этом. Даже если имеется многолетний опыт управления мотоблоком, после переделки к новой машине надо привыкнуть. Нельзя сразу на большой скорости осваивать снежные сугробы и неизвестную местность. Маневренность снегохода за счет жесткой сцепки с санями уменьшается. Увеличивается опасность переворачивания на сложной трассе.

Непременно в санях захотят прокатиться дети. Нельзя лишать такого удовольствия, но вновь надо вспомнить о технике безопасности. Трассу выбирают ровную, едут на малой скорости. Можно сделать поезд из нескольких волокуш.

На видео снегоход самоделка своими руками из мотоблока:

Особенности конструкции

Конструкция данного устройства очень проста. По своей сути адаптер — это тележка, которая крепится к мотоблоку. В состав его входит рама, на которой крепится сиденье для водителя или кузов. Рама устанавливается на двухколесное шасси. Другой незаменимый элемент этого оборудования — дышло, при помощи которого тележка крепится к основному блоку. Он тянет прицеп, и это усилие передается на колеса адаптера. К этому аппарату можно присоединить множество различных приспособлений: фрезу, плоскорез, борону, картофелекопатель и многое другое.

Тем самым обеспечивается надежность устройства

При самодельном изготовлении подобного оборудования необходимо обратить большое внимание на прочность сцепки адаптера и мотоблока, поскольку это самое слабое место всего агрегата. Сцепка должна быть изготовлена из стали или чугуна

Как правило, она выполняется с помощью сварки, при этом особое внимание нужно обратить на сварные швы.

Современные модели данной техники включают в себя также панель управления, удобно расположенную около кресла водителя. С этой панели можно управлять вертикальным перемещением различного оборудования, которое крепится к адаптеру. Можно изменять и угловое перемещение прикрепленных приспособлений.

Для этого устройство оснащается системой рычагов либо гидроузлов.

Кроме комплекта оборудования, которое продается вместе с адаптером, для облегчения садово-огородных работ можно использовать различные дополнительные устройства. Некоторые из них приобретаются в магазине, другие можно изготовить самостоятельно при наличии соответствующих приспособлений, материалов и умений.

Купить новый адаптер на мотоблок — дело несложное. В продаже имеется много различных видов этой техники. Чем больше функций выполняет данное оборудование и чем удобнее оно в использовании, тем выше у него цена. Даже самые дешевые адаптеры имеют немалую стоимость, поэтому многие владельцы мотоблоков решают изготовить данный прицеп своими руками.

В этом случае обязательно нужно выполнять предварительный расчет прочностных и механических характеристик аппарата.

Как сделать грунтозацепы из дисков для мотоблока

Необходимые вам грунтозацепы вы можете сделать из старых колесных дисков от автомобиля. Также само вы можете использовать колесные диски от старого моторного блока. Допустим, ваш агрегат уже вам не нужен. Вы купили себе новый — получше и по функциональней.

Но у вас нет грунтозацепов. Не выбрасывайте ваш старенький агрегат, а переделайте его колеса в грунтозацепы к новому мотоблоку так же, как бы переделали автомобильные диски. Последовательность действий дана в начале статьи.

Мотоблок – техника, которая знакома большинству фермеров. По факту, это мобильный трактор, который используется для вспахивания грунта, посадки растений или перевозки грузов. Он удобен на небольших дачных участках, где руками все делать уже тяжело, но большой трактор не нужен. Если вы читаете эту статью, то у вас либо уже есть мотоблок, либо вы собираетесь его приобрести.

Один из самых частых вопросов владельцев этой техники – как сделать колеса для мотоблока своими руками? Все дело в том, что в стандартной комплектации они очень быстро изнашиваются, а также не подходят для всех типов почв и рельефов. Покупать новые – дело довольно затратное, поэтому можно прибегнуть к собственному мастерству. В этой статье рассмотрим, как именно это сделать.

Каракат из мотоблока: специфика

По сути, каракат выполняет практически те же задачи, что и вездеход, вот только его особенность проявляется в больших колесах, стянутых прочными ремнями. На первый взгляд такое устройство может показаться довольно громоздким и неуклюжим, но на деле указанный транспорт спокойно эксплуатируется на ужасных дорогах на скорости до 70 км/ч.

Читайте также:  Как выбрать паровую швабру: рейтинг, обзор

Как создать мощные колеса собственноручно?

Существует 4 способа:

  1. Первый способ относительно прост: в ход идут 2 диска из листового металла, которые крепятся на втулку. После одевается камера, фиксирующаяся отрезками специальной транспортерной ленты;
  2. Второй подразумевает закрепление одного диска на втулке и прикрепление перемычки. Затем к ним необходимо приварить боковые кольца;
  3. Третий вариант очень похож на второй, вот только для центрального диска эксплуатируется спица из трубы или листового металла;
  4. Четвертый принцип предусматривает монтаж на втулке двух дисков, которые очень похожи на диски колес от мотороллера.
Каракат из мотоблока: специфика

Благодаря крепкой подвеске, которую можно без проблем сварить со стальных труб и соединить шарнирами, каракат может выдержать невероятно большие нагрузки. Вот только управлять таким агрегатом несколько сложнее, поскольку зачастую в основе конструкции лежит обычная червячная передача.

Чтобы грамотно сделать каракат из мотоблока своими руками, можно воспользоваться вышерассмотренными советами, касающимися вездехода, и ознакомиться с чертежами на нашем сайте.

Умельцам, разбирающимся в механических и конструкционных особенностях мотоблоков, будет не сложно создать действительно высококлассный каракат, который станет настоящим помощником для поездок на рыбалку, по грибы, на охоту и т. п.

Крепление отвала к тягачу

Большинство мотоблоков оснащаются штатным кронштейном для крепления навесного оборудования. Его можно использовать для крепления фронтальной лопаты тягача. При необходимости можно сделать переходник, для обеспечения поворотов отвала в левую сторону или в правую. При установке ковша сзади машины можно использовать технологию крепления предплужника.

Изготовление крепления фронтального ковша:

  • На обратную часть ковша приварить профильную трубу. Для усиления можно закрепить болтами после сварки.
  • Изготовить полукруг с радиусом 10 — 12 см из металлического листа толщиной 1 см. Заготовку нужно приварить к профильной трубе. По кругу сверлятся отверстия для получения возможности выставить угол поворота отвала.
  • При изготовлении лопаты изготавливается и держатель. Для этого из квадратной трубы необходимо сделать «г» — образный профиль. Короткой стороной держатель крепится к поворотному сектору, а другой край жестко фиксируется на кронштейне тягача. Высота будет регулироваться посредством болтов, закрученных в переходник.

Существует и более простой способ крепления, для этого используют проушины и замки, изготовленные из прочного стального листа.

Гидравлика

Гидравлическая система предназначена для управления навесным оборудованием. Она опускает плуг в начале борозды и поднимает его в конце. Также эта система управляет бульдозерным отвалом.

Установка гидропривода на минитрактор потребует следующих действий:

Гидравлика
  1. Смонтировать гидронасос. Он приводится в действие от ременной передачи двигателя. В качестве насоса можно взять гидроусилитель руля от автомобиля либо шестеренчатый насос НШ-10. Он создает давление в масляной магистрали 160 атм.
  2. Подобрать гидроцилиндры для навесного оборудования и для отвала. Подойдут цилиндр от трактора МТЗ и привод рулевого управления от комбайна Нива. При выборе нужно руководствоваться диаметром поршня — чем он больше, тем большее усилие создаст шток цилиндра.
  3. Для управления системой потребуется гидравлический распределитель. Например, Р 80-3/4 222, который установлен на тракторах ЮМЗ, МТЗ. Его нужно поставить в моторный отсек, а рычаг управления вывести в кабину.
  4. Смонтировать гидроцилиндры, приводящие в действие оборудование. Для этого нужно дополнительно приварить кронштейны к раме. При установке кронштейнов надо помнить, что чем меньше угол между вектором приложения усилия и направлением движения механизма, тем мощнее должен быть гидроцилиндр.
  5. Подсоединить вал отбора мощности, в качестве которого подойдет шестеренчатый гидромотор ГМШ — 32. Редуктор гидромотора устанавливается в любом месте где подсоединяется оборудование, требующее ВОМ.

Использование предлагаемых деталей не является аксиомой, их можно заменить аналогами.