39) Физико-химические процессы, происходящие при обжиге глины

В эру промышленного производства любая вещь ручной работы становится ценной благодаря своей уникальности. Керамика — один из самых древних видов промыслов. Именно на ней первые люди создавали свои простые орнаменты. Сегодня работы из глины, сделанные без использования промышленных технологий вновь актуальны. Подсвечники и абажуры, плитка и панно на стену, и, конечно, посуда в любом виде.

Добавки, применяемые для изготовления строительной керамики. Основные технологии производства изделий строительной керамики

Добавки вводят для улучшения свойств обжига, улучшения сушильных свойств и конечных свойств изделий:

  • Добавки отощители(песок, зола) Любой зернистый материал не обладающий абсорбционными свойствами. Они уменьшают кол-во глинистого в-ва, распределяются равномерно и создают скелет изделия по этому уменьшается усадка и вода уходит проще.

  • Добавки выгорающие(органические растительного происхождения: менин, опилки, шелуха) Их цель повысить пористость керамического черепка. Попутно это добавки экономят до 10 % топливо. Выгорающие добавки являются отощителями.

  • Плавни(легкоплавкие соли щелочных металлов, стеклобой) Вводят в те глины, имеющие низкое содержание щелочных 1-й и 2-ой валентности. Они имеют цель понизить температуру спекания.

  • Добавки изменяющие цвет черепка. Цвет зависит от красящих оксидов, для осветления красного цвета черепка в глину вводят беложгущуюся глину.

  • Добавки препятствующие образованию высолов. Они удерживаю растворимые соли внутри изделия при сушки. Для корректировки сульфатов добавляют хлористый барий. Добавки, обладающие высокой тонкой пористостью, они впитывают порами соли и удерживают их-циолит, силикагель.

Технологии производства изделий строительной керамики:

  1. Добыча сырья

  2. Подготовка сырьевой смеси

  3. Формование изделия

  4. Сушка

  5. Обжиг

Глину добывают, высушивают, измельчают что бы разрушить первоначальную структуру и сделать массу однородной попутно убирают вредные примеси. После идет составление шихты. Вводят добавки и воду до получения формовочной влажности. Подготовленную массу либо отправляют на формовку, либо разминают на вальцах.

Формование

  • Полусухое прессование. Глину измельчают до состояния хрупки, увлажняют на 5-7 %, формуют прессованием на карусельных прессах. Так формуют кирпич с низкой влажностью. После кирпич направляют в обжиг, минуя стадию сушки.

  • Пластическое формование. Глину подготовленную на вальцах увлажняют до 20 %, затем отправляют на глиномялки. После с помощью шликерной подачи пропускают через рамочку и получают нужную форму. Пластичное тесто выдавливается в виде бруса . Если в рамочку внести закладную деталь, то брус получается пустотелым. Кирпич такого формования высушивают до 5-6 %. Процесс сушки может быть естественным, но чаще сушка принудительная . Сушилы бывают периодического(180-220, закрытые) и непрерывного(туннельные, на вагонетках) действия. После изделия отправляют в обжиг. Печи могут быть камерные прерывного действия и туннельные.

  • Шликерный способ. Получение сан-технических изделий осуществляется шликерным способом. Шликер-это суспензия глины в воде. Шликер выливают в гипсовую форму(гипс обладает высокой тонкой пористостью), подсушивают до 5-7 %, обжигают(800) , затем покрывают глазурью и обжигают(1200) повторно(глазурь-это легкоплавкие соли). При повторном обжиге глазурь расплавляется до стекла, растекается по поверхности изделия и заполняет открытые поры. Глазурь так же повышает гигиеничность и декоративность изделия. Глазури бываю сырыми(смесь щелочных солей) и фриттованными(соли сплавляют в стекло, а затем размельчают)

Видео-уроки

Мы рекомендуем к просмотру оригинальные видео-уроки Botz. Реализуйте свои идеи в керамике с легкостью, и пусть результаты Вас всегда восхищают и вдохновляют на новые эксперименты!

Хранение глазурей BOTZ.

А вы знаете, что для всех наших баночек глазурей BOTZ есть удобные внутренние крышечки?

Незаменимые для транспортировки баночек! Не дадут содержимому баночки вытечь во время переезда=)

Консистенция глазурей BOTZ.

Глазури Botz высококонцентрированы: 200 мл эквивалентны 350-400 граммам порошковой глазури.

Перед началом работы тщательно размешайте глазурь. Добавьте порцию воды,если это будет необходимо для более ровного покрытия.

Восстановление рабочих свойств глазурей BOTZ.

Глазури Botz могут очень долго храниться!

После длительного хранения глазури могут подсыхать, и для того, чтобы их восстановить, достаточно добавить немного воды. Главное, не перестараться:) Добавляйте воду маленькими порциями и смотрите на результат!

Применение глазурей BOTZ.

Как правильно наносить глазурь Botz?

Тщательно перемешайте глазурь перед использованием, нанести первый слой на утильное, очищенное от пыли изделие плоской кистью (производитель рекомендует щетинистую кисть флейц). Каждая глазурь имеет индивидуально подобранную консистенцию.

После высыхания первого слоя наносят второй слой. При необходимости, в зависимости от толщины нанесенных слоев, можно нанести и третий слой.

Глазурь быстро высыхает на прикосновение, т.е. к покрытому глазурью изделию можно без проблем прикасаться и транспортировать в печь. Перед обжигом дайте глазури хорошо высохнуть.

Оптимально: время сушки — один день.

Почти для всех жидких глазурей BOTZ идеальная температура обжига составляет 1050°C. Конкретные интервалы обжига указаны непосредственно на упаковках. При времени выдержки от 10 до 20 мин поверхность глазурей после обжига более гладкая и многие эффекты усиливаются

Керамический амулет.

Создание амулета с помощью штампа.

Видео демонстрирует весь процесс создания амулета с помощью оттиска штампом и последующим нанесением глазури Botz 9353 (Восточная синяя) с эффектом кракле на обоженный и очищенный бисквит. Не забудем замыть основание! Глазурь по описанию потечная, поэтому лучше использовать подложку, которая не даст глазури приклеить амулет к лещадке. Готовый амулет подвешиваем на подходящий шнур или цепочку. Красиво и очень просто!

Блюдо-этажерка.

Декорируем блюдо

Видео демонстрирует, как легко можно создать блюдо-этажерку для подачи закусок, пироженок и фруктов, имея монтажный комплект аксессуаров и любые покупные тарелки, которые преображаются в ваших руках благодаря глазурям и универсальным краскам Botz!

Керамические украшения.

Создаем украшение.

Видео демонстрирует как самостоятельно можно создавать красивую бижутерию: просто скатайте любую форму из кусочка керамической массы, проделайте отверстие, а после бисквитного обжига нанесите несколько слоев глазури Botz! Придумывайте разные формы бусин, экспериментируйте и создавайте оригинальные украшения своими руками.

Оттиски под бирюзовой глазурью-кракле BOTZ 9353

Создаем из пласта и декорируем блюдо с помощью штампа и сине-бирюзовой кракле-глазури BOTZ9353

Все невероятно легко:

1. Раскатываем пласт, используя рейки подходящей толщины для вашей керамической массы ( они помогут создать идеально ровный пласт по толщине).

2. Вырезаем форму будущего блюда и сглаживаем кромку.

3. Используя штамп, декорируем поверхность и оставляем до полного высыхания на форме.

4. После бисквитного обжига покрываем несколькими слоями глазури и отправляем снова на обжиг. Рекомендуемая температура 1050°C.

Сграффито.

Используя ангобы Botz, декорируем тарелку в технике сграффито.

Техника сграффито — выбирайте контрасные цвета керамического основания и ангобов для покрытия:

1. По кожетвердой поверхности нанесите ангобы, используя щетинистую кисть. Можно смешивать цвета между собой.

2. Процарапайте рисунок. После высыхания подправьте там, где это будет необходимо, удалив остатки ангобной «пыли».

универсальными красками Botz Unidecor прежде,чем отправить в бисквитный обжиг.

4. После бисквитного обжига тонким мягкой кистью наносим тонкий слой прозрачной глазури и отправляем снова в печь. Рекомендуемая температура 1050°C.

Глазурь кракле.

Как выявить рисунок кракле после обжига?

Для этого можно использовать тушь любого цвета.

Просто покройте поверхность, а затем удалите излишки туши и ваше изделие заиграет по-новому.

Выявить рельеф поверхности изделия под глазурью.

Как с помощью универсальных красок Botz Unidecor подчеркнуть рисунок под глазурью?

1. Для начала промойте поверхность обоженого черепка, подготовив ее для работы. Пыль и грязь могут испортить результат.

2. Нанесите краски Botz Unidecor. Сотрите слегка влажной тряпкой с поверхности таким образом, чтобы краска,попавшая в углубления осталась на бисквите.

3. Покройте изделие глазурью Botz обычным способом.

Оценка статьи:

Керамика своими руками рекомендации и видео урокСсылка на основную публикацию

Похожие публикации

  • Блок хаус имитация бруса выбираем материал

Гончарный круг

На всем протяжении работы под рукой всегда должна присутствовать вода, чтобы периодически Вы могли смачивать руки и глину. Но не переусердствуйте, так как слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Этого можно избежать, если использовать в процессе работы губку, которой время от времени собирать с изделия лишнюю влагу.

Также, в начале работы поработайте с глиной руками — ее необходимо как следует помять, почувствовать. Если Вы хотите придать изделию особую форму, то просто посильнее нажмите на нее с обеих сторон, она с легкостью поддастся.

Очень часто идея нового сосуда приходит именно во время работы, но если Вы уже знаете, что хотите получить, то заранее тщательно продумайте эскиз.

Сделать простой керамический сосуд за пять минут – это вполне реально! Со временем руки привыкают делать одинаковые формы, и работа начинает идти намного быстрее. Если вначале, допустим, Вы тратили 15 минут на первое изделие, то последнее Вы можете получить за 5 мин.

Теперь, когда изделие готово, Вы можете поэкспериментировать и декорировать сосуд каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине можно нарисовать животных, цветы, узор. Хотя многие мастера утверждают, что иногда форма сосуда получается настолько интересной, что она не требует в дополнительное оформление.

Какую печь выбрать

При покупке печи нужно ориентироваться на ее мощность и доступный источник питания. В целом, электрические печи с небольшим энергопотреблением удобны и безопасны для дома, газовые лучше устанавливать в мастерских и студиях, а дровяные обычно самодельные и используются редко.

Для электрической модели обязательно должна быть учтена нагрузка на сеть и температура обжига. Перед эксплуатацией установки нужно привести в порядок проводку и при необходимости проконсультироваться с электриком.

Какую печь выбрать

При выборе объема рабочего пространства следует ориентироваться на масштабы работ — для обжига керамики достаточно печи объемом 40-60 л., для серийных изделий объем начинается от 100 л.

Терморегулятор в комплектации печи будет во многих моделях идет в комплекте. Если его нет, придется приобрести отдельно, но зато появится возможность выбрать оптимальный. Контроллер задает скорость увеличения температуры, выдержку, регулирует охлаждение, поэтому к его выбору нужно подойти с учетом выполняемых работ по обжигу.

Важно соотношение цены и характеристик, так как стоимость может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Печи европейских производителей на порядок дороже установок российских компаний.

Какую печь выбрать

Следует учесть дальнейшее техническое обслуживание и срок гарантии печи.

Камерная или муфельная? Нюансы выбора

Выбирая печь для обжига, обычно учитывают развернутость и объемы производства. Для более-менее масштабной деятельности используется камерное оборудование.

Камерная или муфельная? Нюансы выбора

Муфельные керамические печи для обжига получили большее распространение. На них и остановимся подробнее.

Данные устройства отличаются простотой конструкции и надежностью. Спектр операций, которые можно выполнять с помощью этого незамысловатого оборудования, широк:

  • Переплавка ценных и драгоценных металлов и сплавов. Муфельная печь гарантирует отсутствие взаимодействия с пламенем и внесения примесей.
  • Обработка металлов с помощью высоких температур: состаривание, цементирование, закалка, отжиг, отпуск.
  • Работа с керамическими изделиями. В такой печи можно получить ровный тон поверхности керамики. Актуально для художественных изделий.
  • Сушка внутри печи диэлектриков (микроволны отлично сушат электропроводящие материалы).
  • Печальная функция — кремация. Да, именно такие печи используются для этой цели. В них можно сжечь до минеральных составляющих (золы).
  • Лабораторные исследования и эксперименты.
  • Использование в медицине (для высокотемпературной стерилизации).
Камерная или муфельная? Нюансы выбора

Муфельные печи для обжига керамики давно зарекомендовали себя как неприхотливые, эргономичные, обладающие достойным функционалом. Подобрать такую печь можно и в том случае, когда у покупателя очень много требований к устройству обжига.

Как изготовить керамику в домашних условиях

Как работать с керамикой в ​​таком ограниченном пространстве? На самом деле это довольно просто, и мы поговорим о том, как вы можете использовать различные техники в зависимости от среды, в которой вы работаете.

Сначала поговорим о создании глиняной формы, для этого начнем со следующего:

  • Возьмите глину и раскатайте ее.
  • Отрежьте желаемую длину и ширину.
  • Если используете лепку, скатайте глину в форме шара.
  • Выберите технику для дальнейшей работы.

Если вы создаете керамику без гончарного круга, то это ручная лепка. Ручная лепка, на наш взгляд, является лучшим способом изготовления керамики, поскольку она проста и требует меньше материалов.

Рассмотрим три техники ручной лепки:

  • Лепка из глиняных пластин
  • Спиральная лепка
  • Лепка из целого куска глины

Вы можете начать с лепки из глиняных пластин. Для этого:

  • Раскатайте глину.
  • Вырежьте ее до желаемой длины / ширины / высоты.
  • Отложите в сторону и повторите.
  • Когда все детали вырезаны, проработайте соединения, смазав их жидкой глиной, а затем соединив детали вместе.
  • Сгладьте соединения.
  • Повторите эти шаги с каждой стороны.

Для спиральной лепки из жгутов вы делаете что-то похожее в начале, но процесс включает в себя гораздо больше деталей:

  • Раскатайте цилиндр глины так, чтобы он имел желаемую толщину и консистенцию.
  • Уложите его вокруг пластины для дна.
  • Когда вы дойдете до конца, отрежьте лишнее, а затем сдавите концы вместе.
  • Сгладьте каждое кольцо по мере необходимости, чтобы сравнять стенки.
  • Убедитесь, что все ровно и нет двух стыков, заканчивающихся в одной точке, потому что это создаст отверстия.

Когда дело доходит до глиняной посуды, удобно использовать кольцевую лепку для изготовления мисок, чашек и тому подобного и, если вы работаете с обжигаемой глиной, это отличный вариант, поскольку с ней легко работать и вы сможете сделать очень многое.

И наконец, лепка из целого куска глины, которая, возможно, самая простая для новичка, но изделия могут получаться более неровными в сравнении с другими видами лепки.

  • Сделаете шар из глины.
  • Надавливая от центра, дойдите до дна шара.
  • Продолжайте выдавливать снизу до нужной ширины и высоты изготавливаемой чаши.
  • Сделайте все стенки как можно более ровными.

Всё это можно сделать дома с помощью собственных простых материалов, так что в конечном итоге вы получите потрясающее изделие, которым уже можно пользоваться.

Кладка печей и каминов

Печи и камины относятся к конструкциям, которые постоянно подвергаются сильному нагреванию, поэтому очень важно подобрать соответствующий материал. Огнеупорные кирпичи, для производства которых использовалась шамотная глина, отлично подходят для этого случая. Покупая кирпичи этого вида, следует обратить внимание на маркировку, которая должна содержать букву «Ш». Однако шамотный кирпич отличается высокой стоимостью, поэтому его приобретают для выкладки топки, а для строительства основной конструкции используют обычный кирпич.

Очень важно помнить, что огнеупорные кирпичи кладут только на раствор из огнеупорной глины. При этом коэффициент расширения раствора и кирпича должен быть одинаковым.

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Процесс изготовления в данном случае мало чем отличается от описанного выше, однако свои нюансы здесь определенно имеются. Начнем с того, что рабочий объем приведенной ниже конструкции составит порядка 13-литров. Спираль, как уже упоминалось выше, сможет прогреваться до тысячи градусов всего за 1,5 часа, при этом температура наружных стенок устройства не превысит 100 градусов. Алгоритм действий должен быть следующим.

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Шаг 1. Вначале, используя профильную трубу 4х2 сантиметра (с квадратным сечением) сооружаем подставку для прибора. После этого окрашиваем готовую подставку эмалью.

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Шаг 2. Поверх подставки крепим лист оцинкованной стали (его толщина должна составлять примерно 0,1 сантиметра), используя для этого саморезы «по металлу».

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Шаг 3. Стены изготавливаем из шамотного кирпича и специального каминного состава (все так же, как в предыдущем варианте). По застывании раствора проделываем канавки под спираль.

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Шаг 4. Дно собираем из кирпича отдельно, для крепления используем все тот же раствор. Перед тем, как продолжить работу, дожидаемся полного высыхания конструкции. Не забываем смачивать каждый кирпич непосредственно перед укладкой.

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Шаг 5. Поверх металлического основания укладываем термоизоляционный слой (можем использовать для этого все ту же базальтовую вату). В целях максимального уплотнения данного слоя его необходимо увлажить перед тем, как фиксировать кирпичное днище.

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Шаг 6. Продолжаем традиционную кладку печи, но стараемся, чтобы все пустоты и швы были тщательно заполнены.

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Шаг 7. Крышку для камеры традиционно делаем из шамотных кирпичей, но при этом скрепляем их между собой посредством металлической стяжки.

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Шаг 8. Укладываем спираль в подготовленные канавки, утепляем конструкцию снаружи термоизоляционным материалом. Далее закрываем все листами цинкованной стали, которые вырезаны в соответствии с размерами полученной камеры.

Способ второй. Делаем печку, не имея под рукой металлического корпуса

Как видим, для этого требуются познания не только в печном деле, но и в области электричества. С еще одним возможным способом изготовления можете ознакомиться из приведенного ниже видеоматериала.

Инструменты и материалы Время: часа Сложность: 7/10

  • стразы и кристаллы Swarovski;
  • полимерная глина FIMO;
  • зубочистки;
  • краска-спрей золотого цвета;
  • клей универсальный;
  • глянцевый или матовый лак для пластики;
  • пресс-форма (блюдо на ваш вкус).

Кто бы мог подумать, что глина может быть такой шикарной! Эти тарелки — отличный подарок для тех, кто любит стиль люкс! Они идеально впишутся в любой интерьер, будь то классика или минимализм! Используйте их для хранения ювелирных изделий, монет, брелоков и других мелочей.

Секрет этик тарелочек в том, что для защиты пластики от воздействия золотой краски мы нанесли на нее клей. С его помощью краска не закрепиться в нужных местах на глине, и вы легко создадите желаемый узор. Также мы применили зубочистки для создания решетчатой структуры, добавляющей глубины этим блюдам.

Читайте также:  11 Лучших твердотопливных и комбинированных котлов отопления