Какой краской лучше покрасить батареи отопления

Какая краска для батарей отопления без запаха лучше, как правильно подготовить поверхность, нужна ли грунтовка, можно ли проводить малярные работы во время отопительного сезона – на эти и другие вопросы приведены ответы в данной статье.

Какие трубы можно красить «на горячую», а какие нет

По идее, любые трубы можно красить горячими, хоть металл, хоть полипропилен.

Единственное, качество покрытия при этом может желать лучшего. Так как лакокрасочные эмали, нагреваясь, будут оставлять разводы. Поэтому все специалисты советуют проводить работы, только отключив систему отопления.

Какие трубы можно красить «на горячую», а какие нет

Дело в том, что краска, какая бы она хорошая ни была, все равно рассчитана на холодную поверхность и нормальное высыхание. Если процесс совместить с нагревом, воздух помещения будет отравлен ядовитыми парами.

Но, что делать, если все-таки нужно срочно красить радиатор? Использовать менее опасные составы, тщательно проветривать помещение и еще лучше, уехать куда-нибудь на 2-3 дня, пока все не просохнет. Я, например, так и поступил с семьей.

Правила выбора подходящей краски

  • высокая термостойкость (не менее 100°С);
  • устойчивость к истиранию;
  • устойчивость к агрессивным средам;
  • отсутствие токсичности.

Краски, специально предназначенные для окраски отопительных батарей, бывают следующих видов:

  1. Акриловые эмали. Производятся на органических растворителях, поэтому их высыхание сопровождается выделением характерного запаха растворителя. Зато в результате получается приятный глянцевый блеск, который сохраняется долгие годы.
  2. Алкидные эмали. Поверхность, окрашенная такой краской, устойчива к высоким температурам и истиранию. Данная краска выпускается в достаточно широкой цветовой гамме, есть возможность выбрать любой понравившийся цвет, поэтому она очень популярна среди потребителей. Недостатком является также неприятный запах, который сохраняется несколько дней после окраски, но при высоких температурах может возобновиться.
  3. Водно-дисперсионные краски. Этот выбор считается оптимальным, поскольку эти составы не имеют специфического запаха и сохнут намного быстрее. Нужно лишь обратить внимание, чтобы на упаковке была нанесена маркировка: для покраски отопительных батарей и трубопроводов.
Правила выбора подходящей краски

Существует еще и масляная краска, но в последнее время она мало применяется для этой цели, этот вариант изжил себя. Какая краска для батарей отопления лучше? Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, так что выбор в итоге остается за потребителем.

Краска для отопительных радиаторов должна быть термостойкой, обладать устойчивостью к истиранию и не содержать вредных веществ

Для чего нужна покраска батарей отопления

Обновление лакокрасочного покрытия на радиаторах отопления проводится во многих случаях. Часто это делается в результате сильного износа или повреждения старой краски или при потере привлекательного внешнего вида покрытия. Прежде чем решить, какой краской и в какой цвет окрашивать отопительные радиаторы, необходимо узнать, для чего проводится подобная процедура.

Для чего нужна покраска батарей отопления

Окраска радиаторов отопления в квартире или частном доме проводится в следующих случаях:

  • Если изменился оттенок покрытия. Это объясняется возможным выгоранием и утончением защитной краски.
  • Если появились неоднородности покрытия – пузырьки, сколы, трещины и прочие дефекты краски.
  • При проведении капитального ремонта отопительных элементов.
  • Для обновления интерьера и внешнего вида радиаторов.

Для чего нужна покраска батарей отопления

Большое значение имеет не только декоративная составляющая, но и эксплуатационные характеристики защитного покрытия – стойкость к перепадам температур, повышенной влажности.

Критерии выбора

Любой ремонт делают для получения качественного и долговечного результата. По отношению к лакокрасочным материалам рассматривают три основных характеристики. Это устойчивость к перепадам температур, инертность к коррозийным процессам, безопасность для маляра или проживающих в помещении людей и животных. Так как сегодня устанавливают отопительные радиаторы в разном исполнении, существует еще один момент, на который важно обратить внимание. Есть универсальные краски и лаки для работ по металлу, а есть специализированные по алюминию, стали или чугуна.

Читайте также:  Буржуйка из газового баллона своими руками: пример изготовления

Также обращают внимание на следующие свойства:

  • низкая паропроницаемость;
  • выносливость к механическим нагрузкам, истиранию;
  • стойкость к влаге, чистящим средствам, мытью.

Большинство термостойких красок имеют положительный предел температуры в +80 градусов по Цельсию. Перед приобретением материала важно заранее выяснить степень нагреваемости радиатора в конкретном случае. Нередко встречаются показатели в +60 или +90 градусов по Цельсию. То есть, либо можно будет рассмотреть бюджетные варианты, либо придется ограничить выбор более высокими допустимыми нормами по эксплуатации. Мастера рекомендую изначально предпочесть второй подход.

Важно! Если для окрашивания использовать обычные ЛКМ, то впоследствии покрытие отслоится, изменит цвет и потрескается. Его придется перед новым ремонтом полностью удалять.

Нередко приобретают белую краску для радиаторов и пигментирующий состав. Универсальность колер паст распространяется на различные основы ЛКМ. Но не все отличаются устойчивостью к нагреванию. Этот момент необходимо учитывать во время проведения самостоятельного окрашивания.

Внимание! Если в составе указано, то или иное содержание мела, то от такой краски нужно отказаться. Она будет пропускать влагу и стираться со временем, мало прослужит.

Важно! ЛКМ для радиаторов отопления европейского производства или отечественного должна соответствовать действующим стандартам качества, о чем информация отражена на упаковке. Если указаны ТУ (технические условия), то в регламент внесены изменения. От такого товара лучше отказаться.

Подготовка поверхности

При подготовке к покраске важно тщательно подготовить поверхность, подлежащую окрашиванию. Лучше выполнять работы делать летом, когда радиатор холодный. Если приходится выполнять покраску в отопительный сезон, следует закрыть подачу горячей воды и подождать несколько часов, чтобы радиаторы остыли.

Внимание! Максимально допустимая температура окрашенной поверхности не может превышать +30 градусов по Цельсию. При более высокой температуре краска слишком быстро высохнет, не будет прочно держаться.

Покраска радиатора – не трудная задача, но требует использования специальных красок, лаков. Краска без резкого запаха обеспечит эстетичный внешний вид и комфорт при дальнейшей эксплуатации системы отопления.

multicolour radiator

Необходимо правильно подготовить окрашиваемую поверхность, обеспечить условия сушки. Иногда даже специальная краска для покраски батарей с повышенной термостойкостью и превосходной адгезией к поверхности, при эксплуатации может повредиться – появятся трещины, неровности.

Почему, несмотря на использование специализированных продуктов, возникают нежелательные явления? Главная причина – неправильная подготовка поверхности.

Старые чугунные, стальные батареи нужно тщательно подготовить перед покрытием новой покраской:

  • Поверхность должна быть чистой, сухой, гладкой.
  • Сначала следует удалить старое покрытие (если оно отслаивается), тщательно протереть ребра абразивной бумагой, вытереть, высушить.
  • Поверхность батареи должна быть сухой, очищенной от пыли, обезжиренной водой с моющим средством.
  • Старые ржавые покрытия, ржавчину следует удалять с помощью проволочной щетки, наждачной бумаги.
  • Медные элементы стоит потереть стальной шерстью для удаления грязи, патины.
  • Металлические части радиатора нужно загрунтовать – предпочтительно антикоррозионной грунтовкой.

Выбираем краску

Главным параметром лакокрасочной продукции является безопасность для окружающих людей. Специфика эксплуатации радиаторов и батарей заключается в периодическом изменении температуры их поверхности. Поэтому покрытие не должно изменять своих свойств под воздействием перепада температур или длительного нагрева.

Кроме вышеперечисленных параметров следует особое внимание уделить технологичности нанесения защитного слоя. Время высыхания краски должно быть минимальным. Она не должна существенно повлиять на уменьшение теплоотдачи прибора отопления. Рассмотрим самые подходящие типы красок для выполнения этих работ.

Выбираем краску

Акриловые

Одни из самых оптимальных видов покрасочных материалов. При нанесении не появляется запах, слой имеет однородный оттенок. Существенным недостатком является низкий уровень адгезии. При нанесении тонкого слоя существует вероятность появления вздутостей поверхности. Поэтому рекомендуется наносить краску кисточкой, но при этом следует соблюдать одинаковый уровень его толщины по всему радиатору.

Читайте также:  Декоративный угловой камин из гипсокартона своими руками

Алкидные

Обладают хорошими термостойкими свойствами, могут быть использованы для покраски радиаторов системы отопления, работающей в высокотемпературном режиме. В случае надобности слой легко удаляется с поверхности. Единственный недостаток – присутствие неприятного запаха после покраски. Он исчезает через 2-3 дня по завершении работ.

Термостойкие

Выбираем краску

Специально разработанные составы, которые могут выдерживать температур до 130°С. Они продолжительное время сохраняют свой первоначальный цвет. Но небольшой ассортимент по цвету и высокая стоимость делают их непопулярными для массового использования.

Применять остальные типы красок не рекомендуется, так как они по своим эксплуатационным характеристикам не подходят для выполнения этой задачи. Оптимальный способ нанесения защитного слоя – использование аэрозольных баллончиков.

Технология покраски

Принцип нанесения покрасочного слоя довольно прост. Сначала необходимо зачистить поверхность, удалив старую краску. Где именно нужно выполнять работу – определяется конструкцией радиатора и материалом его изготовления.

Чугунные конструкции красятся полностью. Сначала поверхность зачищается с помощью наждачной бумаги или абразивным кругом. Затем наносится слой грунтовки. Ее марка зависит от типа краски. Рекомендуется применять составы одного и того же производителя. После нанесения грунтовки можно выполнять покраску поверхности.

Покраска алюминиевых радиаторов выполняется редко. Свой изначальный цвет они приобретают с помощью технологии термической обработки. Поэтому защитный слой очень стоек и практически не разрушается. Но если все-таки необходимо изменить внешний вид радиатора – процесс снятия краски следует выполнять очень аккуратно. Так как алюминий мягкий металл, при сильном механическом воздействии велика вероятность повреждения поверхности.

Выбираем краску

При выборе производителя рекомендуется останавливаться на известных торговых марках – Tikkurila, Maxima, Alpina и подобных им. От качества продукции будут зависеть дальнейшие параметры защитного слоя.

Виды красок

Раньше люди использовали только белую масляную краску и красили батареи только с лицевой стороны. Сегодня существует несколько видов покрытый разных цветов, а конструкцию нужно прокрашивать со всех сторон, чтобы не давать распространяться коррозии.

Молотковые

Молотковые краски изготовлены на основе нитро-полимера с красителем. Они термостойкие, маскируют незначительные дефекты поверхности, позволяют создать фактурный слой.

Также они обладают другими плюсами:

  • долговечность, надежность покрытия;
  • можно пропустить этап грунтовки.

Молотковые составы подходят для чугунных радиаторов.

Водно-дисперсионные

Водно-дисперсионные, или водоэмульсионные, краски бывают двух видов: на основе ПВА и полиакрилатные. Первые для покраски радиаторов не подходят, а вторые хорошо выдерживают повышенную влажность и высокие температуры.

СПРАВКА! наносить можно только на загрунтованный металл алкидным грунтом.

Особенности водно-дисперсных красок:

  • без запаха;
  • быстро сохнут;
  • обеспечивают надежное покрытие надолго;
  • устойчивы к истиранию.

Водоэмульсионные покрытия продаются в белом цвете. Для придания нужного оттенка используют цветные колеры.

Алкидные

Алкидные составы обладают хорошей водоустойчивостью, теплоустойчивостью, дают гладкую однородную поверхность, не подвержены истиранию, растрескиванию, быстросохнущие и выпускаются в разных цветах.

Существенный недостаток — резкий запах, который сохраняется до нескольких дней.

Жидкие

Жидкие составы имеют в составе растворитель, благодаря чему удается создать ровную глянцевую поверхность. При этом алкидные эмали трудно наносятся, обладают резким едким запахом, долго сохнут.

Читайте также:  Как гильзовать старый кирпичный дымоход?

СПРАВКА! Срок службы глянцевых алкидных эмалей примерно на 20% превышает качество цвета матовых и полуматовых составов.

Аэрозольные

Аэрозольные составы основаны на кремнийорганических полимерах. Их отличает устойчивость к очень высоким температурам, защита от влаги и ржавчины. Используются они в основном для изделий из чугуна, стали, а также для покрытия каминов, печей, котлов и отопительных приборов.

Радиаторы алюминиевые и биметаллические

Подобные приборы изначально окрашиваются в производственных условиях порошковой краской, а их домашняя окраска в основном связана либо с закрашиванием царапинок, возникших при перевозке или монтаже прибора, либо же с полным видоизменением неприемлемого цвета.

Покрытие биометалических радиаторов

  • Добиться такого же гладкого нанесения подручными методами сравнительно сложно. Поэтому, если возникший вопрос заключен только в подборе оттенка –  сразу купите радиатор необходимого цвета.
  • Если же такая возможность отсутствует, то имеется два способа решить возникшую проблему. Один из них – поверх фабричного покрытия выкрасить прибор качественной алкидной эмалью. Перед этим радиатор необходимо обработать одной из спецгрунтовок. Основное в этом месте – начальная и последующая тщательная обработка основания от частичек мусора и ее полное обезжиривание.
  • Другой вариант относится к тем случаям, когда на производственной покраске присутствуют сколы и иные дефекты – оптимальнее будет зачистить поверхность батареи до основания при помощи шлифмашинки. После этого металл обрабатывается с применением грунта по цветмету, затем он окрашивается алкидной краской.
  • В роли подручного инструмента для покраски можно подобрать качественную профессиональную кисточку либо аэрозоль. Однако при использовании аэрозольных баллонов возникают некоторые затруднения, им нелегко окрасить полости обрабатываемого прибора внутри и стену, на которой закреплена батарея необходимо закрывать, в непременном порядке, чтобы не перепачкать краской. На заметку стоит взять и финансовую сторону проблемы – стоимость аэрозоля гораздо выше эмали. Таким методом удобно красить съемные детали конвекторов, причем применять можно краски для барбекю, терпящие устойчивую до 400оС  температуру.

Причины неудач

Частая причина неудовлетворительного результата покраски – несоблюдение условий сушки эмали. Рискованно проводить работы во время отопительного сезона, когда батареи могут включаться, нагреваться. Эта распространенная ошибка обычно заканчивается неэстетическим результатом. Высокие температуры вызывают слишком быстрое высыхание, ослабление полученного покрытия. Покраску радиаторов можно осуществлять при комнатной температуре. Краски устойчивы к температурам до 100 градусов Цельсия, однако это не означает, что они могут наноситься при таких температурах.

Заключение Скрыть старые радиаторы за тяжелыми занавесками или мебелью – не очень хорошая идея. Пряча батареи за шторами, мы ограничиваем поток тепла, снижая эффективность отопления. Старые, чугунные, стальные батареи могут быть достаточно эффективными, отличаются долговечностью, надежностью, поэтому замена не всегда целесообразна. Однако трудно их рассматривать как декоративный элемент интерьера. Современные средства позволяют исправить эстетический недостаток – старые радиаторы можно покрасить. Чтобы получить в итоге красивый, долговечный конечный результат важно правильно подготовить поверхность, правильно выбрать, чем красить батареи, подбирая краску с хорошей устойчивостью к высоким температурам.

Проведение грунтовки

Проведение грунтовки

Для осуществления грунтовки можно использовать отечественный состав ГФ-021, который сочетается с эмалями МА и ПФ. Если вы планируете пользоваться импортными красителями, то для грунтования следует приобрести материал того же производителя. Масляная краска, наносимая в один слой на грунтовку, способна повысить теплоотдачу батареи на 5 %. Если же будет нанесено более трёх слоёв, то теплоотдача снизится на 1 %. Краситель на основе свинца и алюминия тоже будет способствовать снижению теплоотдачи.