Обзор сковород российского производства и их преимущества

В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.
Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.

От штукофена к блауфену и доменной печи

Открытие новых свойств чугуна предопределило его высокую популярность в дальнейшем. Дополнительным стимулом развития литейного производства стало активное развитие артиллерии, ядра (а затем и сами пушки) для которой отливались из этого материала. Однако для непрерывного литья и переработки жидкого чугуна пришлось несколько изменить устройство самих печей. Так появились блауфены – следующий шаг на пути к современной доменной печи. Высота блауфена достигала уже 5-6 метров и выплавка чугуна и железа здесь происходила одновременно. Как только завершался процесс выплавки (он продолжался около 15 часов), шлак пропускался через отверстие, расположенное ниже фурмы, а затем от него отделяли кусочки застывшего чугуна. Куски крицы при этом могли весить до полутонны, а сам процесс извлечения редко занимал меньше 3-4 часов. Затем начинался процесс подготовки блауфена к новой выплавке, который отнимал еще 4-5 часов. Чтобы избежать всех этих временных затрат, процесс выплавки чугуна и выплавки уже готового железа разделили на два отдельных процесса. Такие усовершенствованные блауфены и стали первыми доменными печами. Высота их шахты стала еще больше, подача воздуха также стала сильнее, а также был увеличен объем верхней шахты. Первые домны появились в Вестфалии уже в конце XV века и вскоре распространились по всей Европе.

Характеристики печей импортного и отечественного производства

Опытные мастера при ознакомлении с технической документацией сразу пропускают отметки «произведено в» и переходят к оценке реальных показателей. Смотреть необходимо:

  • коэффициент теплоотдачи, основанный на конструкционных особенностях и расположении обдувов;
  • основной материал, влияющий и на скорость прогрева, и на безопасность;
  • функциональность, например, перспективу использования в качестве плиты или возможность демонтажа при необходимости законсервировать дачный домик на зиму.

Оценив эти показатели, можно прийти к неожиданному выводу: современные отечественные печи уже нисколько не уступают импортным, цена которых порой выше в разы. Рассчитанные на работу в российском климате чугунные конструкции справляются с главной задачей лучше, чем модели для более мягкой швейцарской или прибалтийской зимы.

Виды чугунного печного литья

Печное литье – это детали печей, каминов и твердотопливных котлов, отлитые из серого чугуна. Этот материал наиболее пригоден для таких изделий, поскольку отличается коррозионной стойкостью и хорошо переносит воздействие высоких температур.

К печному литью относятся:

  • печные дверцы – топочные и прочистные для зольников;
  • колосники;
  • заслонки;
  • варочные плиты с конфорками;
  • декоративные детали (решетки и т.п.).

Любое твердое топливо (дрова, уголь, брикеты, пеллеты) содержит некоторое количество влаги и химически активных веществ (серы и др.). В процессе горения эти вещества выделяются в виде летучих продуктов и соединяются с водяным паром. В результате получаются молекулы с кислой реакцией, которые оседают на стенках внутренних поверхностей печи и дымохода в виде едкого конденсата. Сочетание высоких температур и химической активности приводит к быстрой коррозии металлических деталей печи. Именно поэтому для печного литья используют чугун, стойкость к коррозии которого гораздо выше, чем у стали.

Кроме этого, чугунное литье выполняется с орнаментом, что делает печные детали весьма эстетичными.

В Интернет-магазине iStroy можно купить печное литье в ассортименте по ценам, на четверть ниже рыночных. Наберите 8 (383) 380-84-84 для заказа или просто добавьте выбранный товар в «корзину» на сайте.

Обзор сковород российских компаний

Представляем для знакомства несколько модель сковород производства России. Добротные, долговечные, удобные и красивые. Есть чем гордиться!

Небольшая сковородка «Алена» волгоградского производства «Аэлита» диаметром 20 см подойдет для небольшой семьи или завтрака на одного человека. В ней удобно готовить блюда под крышкой, например, омлет. Дно утолщенное, ручка не снимается.

Чугунный гриль с тяжелой крышкой пресс и съемной бакелитовой ручкой без покрытия производства «Камская посуда». Требует предварительного прокаливания, но зато практически вечен – не боится царапин и открытого огня.

Блинница Lara серии Palermo c мраморным трехслойным покрытием PFLUON внутри и двухслойным снаружи. Дно – пятислойное капсулированное. Ручка из бакелита стилизована под древесину.

Сотейник «Классика-Прима» от торговой марки «Амет» с трехслойным тепло-распределительным дном изготовлен из нержавеющей стали. Пластина из алюминия обеспечивает равномерный нагрев и позволяет полноценно поджаривать продукты. Две удобные короткие ручки.

Все сковородки достойны внимания и по-своему хороши. Одни привлекают ценой, другие – безупречным качеством. Читайте, к выбрать дешевую сковородку на несколько лет, в другой нашей статье.

Что и как варили и пекли в русской печи

Русская печь многофункциональна: она обогревает дом, в ней готовят завтрак, обед и ужин, пекут блины, оладьи, хлеб и пироги, готовят корм (пойло) для домашнего скота, греют воду. На ней сушат зерно, травы, грибы и другие дары леса и огорода. В лютые морозы возле печи согревают новорожденных домашних животных. На печи лечатся от простуды. Постели теплее, чем на печи или на полатях возле русской печи, не бывает.

В печи готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно, и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая.  Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На самой печи спали постоянно мерзнущие, старики, а на пристроенных сбоку голбцах и полатях спали дети. От тех времен осталась непонятная современному человеку поговорка: «Ты что, с печи упал что ли?». Так говорят о человеке, который начал говорить бессмыслицу или вести себя неадекватно. Действительно, упасть с печи было очень и очень больно, да еще упасть во сне: поневоле станешь неадекватен. Поэтому по краю печи хорошие хозяева обязательно делали барьеры и загородки из реечек или досок, чтобы люди с печи не падали.

Что и как варили и пекли в русской печи

Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухвёдерный чугун. По высоте спокойно проходила и глиняная корчага с солодом для пива. Но самое главное – в печь через устье мог пролезть дюжий взрослый человек, чтобы вечером всласть попариться с березовым чесняговым веничком.

Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи

Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни семьи. С вечера хозяйка в печь поближе к устью складывала определенным образом дрова. За ночь они подсыхали. Рано утром, когда еще не рассвело, хозяйка вставала с постели первой и разводила в печи огонь, ставила в печь чугунки и горшки, в которых обязательно варилась картошка, щи, каша, в глиняной плошке или на сковороде она пекла блины или оладьи. Спустя часа три дрова почти полностью сгорали, можно было выгребать угли и золу, подметать под и сажать в печь хлебы, пироги, а также ставить горшки с пищей. Устье закрывалось заслонкой.

Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи

Ухват необходим для извлечения горячей посуды (горшков и чугунов) и чтобы ставить их в печь. Сковороды ставились в печь сковородником (чапельником). Деревянная лопата (или садник) в основном служила для посадки в печь форм с хлебным тестом и противней с сырыми пирогами. Извлекались из печи формы и противни клюкой (кочергой). Использовались также для приготовления пищи горшки разного размера, крынки, утятницы, гусятницы, плошки. Для ухода за печью, поддержания огня, выгребания углей и золы нужны были кочерги, совки, помело (метла на палке). Помелом выметали из печи золу. До сих пор поговорку можно услышать: «У тебя язык, что помело» – имеется в виду не только болтливый человек, но и в выражениях не очень чистый. Помело, одним словом.  

Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи

Надеюсь, этим рассказом о том, какую еду готовили в русской печи, я вызвал ностальгию о той жизни у пожилых людей и зависть у молодых. Мы, пожилые, хотя бы в памяти своей храним это, а молодые, если и видели подобное, то только в музее. Имея русскую печку, наши не столь уж далекие предки, не имея электричества и газа, имели и тепло в доме, и пищу вкусную, разнообразную и горячую до позднего вечера, которую даже разогревать не надо было. Постоянно в доме была горячая вода. А какое развлечение было для внуков, когда бабушка вытаскивала специальными клещами из печи нагретые докрасна камни и бросала их в ушат или в кадку с 3–4 ведрами воды! Камни страшно шипели, а кухня наполнялась клубами пара. Помню, как я сидел утром на печи, бабушка пекла тонкие овсяные блины, черпаком наливала жидкое тесто на горячую, смазанную маслом, сковороду. Тесто при этом шипело и пузырилось. А через минуту блин был готов, и я получал его с пылу с жару в тарелочке прямо на печку.

Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи

Продолжение следует

Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи

В. Галанин

Читайте также:  Долговечная обкладка дома при помощи облицовочного кирпича

Применяемые методы

Традиционные технологии нисколько не утратили актуальности и в наше время. В качестве основных мастера применяют литьё либо в земляные формы, либо по выплавляемым моделям. На XIX век пришёлся накал соперничества этих двух методов. Первый стал массовым в основном у промышленников, уступив лидерство в искусстве более точному и дорогому литью по восковым моделям.

Литьё в землю

Этот метод объединяет литьё в землю, песок или глину. Основная разница между ними заключается в материале формы. Суть технологии состоит в получении отпечатка от шаблона на смеси с дальнейшим изменением её качества (трамбовкой, добавлением связующего вещества) и последующим формированием в ней литниковой системы — каналов, по которым будет поступать и удаляться расплавленный металл.

Для создания сложных объёмных фигур нередко используют разборные шаблоны, а формовку производят в специальных составных ящиках — опоках. На результат большое влияние оказывает состав и качество формовочной смеси. После отливки заусенцы и линии каналов удаляются механически.

Достоинства технологии:

  • простота;
  • низкая себестоимость;
  • возможность создавать отливки больших размеров и массы.

По выплавляемым моделям

Этот метод был популярен ещё в Древнем Египте и Китае, использовался в Греции и Риме, не претерпел больших изменений за тысячелетия. Основные эволюции произошли во вспомогательных материалах: воск мастера сменили на синтетические смеси, активно стали применять эластичные резиновые формы и т. п. Классический метод литья по выплавленному воску выглядит так:

  1. Создание восковой модели скульптором — точной копии будущей отливки.
  2. Изготовление формы — на поверхность воска наносится в несколько этапов пастообразная гипсово-глиняная смесь.
  3. Запекание формы в печи. Во время нагрева воск покидает форму, вытекая через заранее предусмотренные каналы.
  4. Заливка расплавленного металла в покинутые воском пустоты.
  5. Освобождение готовой скульптуры от глиняной формы.
  6. Удаление лишнего металла с отливки, шлифование, полировка, художественная химическая обработка.
Читайте также:  Изразец и его использование для облицовки печей и каминов

В подобном виде этот древний метод сейчас очень популярен у художников. Процесс литья усложняется при необходимости создавать тиражируемые изделия. Тогда в регламент работ добавляются процедуры изготовления «негативных моделей», назначение которых — служить многоразовой формой для восковых отливок.

Сам по себе способ формирования по выплавляемым моделям позволяет создавать чрезвычайно качественные и тонкие изделия из всех видов металлов. Технологические трудности могут возникнуть лишь при изготовлении больших элементов: такие задачи по плечу только мастерам высокой квалификации.

Фарфоровое искусство в России в начале века

Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в.

Гурьевский сервиз, 19 век

Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества. И именно за счет императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошел расцвета русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».

Фарфоровое искусство в России в начале века

Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.

В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.