Почему завоздушивается система отопления в частном доме

Перед запуском отопительной системы важно правильно ее подготовить. Если человек живет в городской многоэтажке, данная проблема его навряд ли коснется. Ведь за проведение подобной процедуры отвечают работники ЖЭКа. А вот владельцы частного сектора тепло запускают самостоятельно. Но даже в период отопительного сезона батареи могут греть плохо, и в некоторых местах быть даже холодными. Вероятно система завоздушена.

Еще раз о вреде завоздушивания системы отопления дома

Прежде, чем дать несколько практических советов по борьбе с воздушными пробками, мы все же еще раз «перемоем косточки» этой злободневной теме — по поводу наличия воздуха в системе отопления. Чем же так вреден воздух в трубопроводах и элементах системы отопления!? Первый критерий это неэффективная работа всей системы, ведь воздушные пробки будут сдерживать прохождение теплоносителя, а значит его расход в трубопроводах будет занижен, или того пуще вообще приостановлен. В итоге, вся система отопления окажется просто бесполезной технологической конструкцией. Второй важный момент это то, что зачастую эксплуатировать систему отопления с воздушными пробками просто недопустимо, так как это грозит выходом из строя оборудования. Так, например, при завоздушивании полости в тепловом котле возможен его перегрев, что сродни перегреву двигателя в машине, при отсутствии тосола в нем. Не смотря на имеющиеся системы автоматики, которые реагируют на предотвращение аварийных ситуаций, все же есть вероятность испортить тепловой котел. В итоге, даже потенциальная опасность уже является нежелательным фактором, который стоит исключить. А теперь непосредственно о процессе спуска воздуха из системы отопления.

Чем опасна воздушная пробка в радиаторе?

Если в батарее появилась завоздушина, ничего хорошего от этого не будет. Лишний воздух является преградой для нормального функционирования системы. А также может стать причиной образования коррозии на стенках радиатора.

Чем опасна воздушная пробка в радиаторе?

Если в контуре установлен циркуляционный насос, воздушная пробка может нарушить и его работу. Когда система функционирует правильно, подшипники скольжения на валу насосного агрегата находятся постоянно в воде. А при наличии завоздушины возникает эффект «сухого трения», который негативно влияет на скользящие кольца, и может вывести из строя вал. Поэтому важно знать, как выгнать воздух из системы отопления дома. Принятые вовремя меры помогут предупредить повреждение сети теплоснабжения.

Причины образования воздушных пробок

Избавляемся воздуха в системе

Почему внутри герметичной системы отопления появляется воздух? Это может произойти из-за:

  1. Несоблюдения норматива направления уклона и мест перегибов магистральных трубопроводов во время монтажных работ.
  2. Неправильного заполнения водой всей системы.
  3. Неплотных соединений различных составных частей и элементов, способствующих засасыванию воздуха из внешней среды.
  4. Некорректной работы воздухоотводников или их отсутствия.
  5. Проведения ремонтных работ по замене стояков, запорных механизмов, отопительных приборов, в результате чего воздух попадает в систему отопления
  6. Использования свежей воды для дозаполнения системы, Холодная вода содержит в своем составе достаточно большое количество растворенного кислорода. При повышении температуры его концентрация в воде значительно уменьшается. Воздух из теплоносителя выделяется мелкими пузырьками, которые поднимаются и собираются воздушной пробкой в крайних верхних точках отопительной системы и радиаторов.
Читайте также:  Камин своими руками: фото, видео, инструкция камина из гипсокартона

Почему воздух в системе нежелателен?

Завоздушенные радиаторы. Это часто встречающаяся проблема водяных отопительных систем. Многие из нас сталкивались с ней. Можно легко проверить, завоздушен ли радиатор. Достаточно попробовать -равномерно ли он нагрет по всей поверхности. Если верхняя часть холодная, а нижняя — теплая, это означает, что радиатор не заполнен водой. Если в части радиатора вместо воды находится воздух, тепловая эффективность радиатора снижается, а помещение, в котором он установлен, не обогревается полностью. Чаще всего завоздушиваются радиаторы, расположенные на верхнем этаже или ниже распределительной сети. Шумная работа системы, хотя и не так неприятна, как холодные радиаторы, но тоже может досаждать жильцам. Шум, треск и клокотание из завозду-шенной системы неприятны для слуха. Коррозия.

Холодные радиаторы и шумная работа системы сразу же становятся заметными для пользователей. Еще одно следствие завозду-шивания системы — коррозия — дает о себе знать лишь по истечении определенного времени. В воздухе находится около 20% кислорода, являющегося главной причиной коррозии, а также углекислый газ, наличие которого в нагревательном оборудовании нежелательно. Дополнительная причина наличия углекислого газа в системе отопления — распад растворенных гидрокарбонатов кальция и магния. Под воздействием повышенной температуры они распадаются на карбонаты кальция и магния, откладывающихся в виде камня, а также на углекислый газ, который может образовывать агрессивную с точки зрения коррозии углекислоту.

Неправильная работа насоса. Воздух не только сокращает срок службы радиаторов и труб, но и вызывает неправильную работу циркуляционного насоса. Подшипники скольжения вала насоса «смазываются» водой. Если поток воды прерывается воздушной пробкой, возникает явление «сухого» трения. В данном случае тепло, выделяющееся вследствие «сухого» трения в подшипниках, может привести к повреждению вала или скользящих колец насоса. Поэтому при запуске насоса после длительного перерыва в работе (например, после летнего сезона) из системы нужно стравить воздух.

Чем опасно завоздушивание тёплого пола

Традиционная система отопления в доме продолжает работать даже в тех случаях, когда циркуляция теплоносителя затруднена по причине появления воздушных масс в радиаторах, теплоноситель проходит через перемычку.

Полы при возникновении прослоек воздуха полностью перестают работать и нагревать помещение. Остановка нагрева связана с особенностью конструкции и небольшой толщины труб, используемых для нагрева помещения.

Чем опасно завоздушивание тёплого пола

Хотя спустить воздух можно и после начала эксплуатации, легче всего выполнить эту операцию еще до начала отопительного сезона. После будет необходимо следить, чтобы пробки не появились снова.

Читайте также:  Как сделать топливные брикеты своими руками

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Несколько слов в завершение

Воздушный пузырь в отопительном контуре может стать причиной холодных батарей. Мы рассказали, как справиться с этой проблемой, если на радиаторах отопления нет крана Маевского и автоматических воздухоотводчиков.

Надеемся, что эта информация была полезна. А если у вас есть свои способы удаления воздуха из отопительного контура без применения какой-либо запорной арматуры, то поделитесь ими с нами и другими читателями.

Несколько слов в завершение

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Поддержите нас и поделитесь с друзьями

  • Total:
  • VK
  • OK
  • TG
  • FB
  • TW

Как избавиться от воздуха во время эксплуатации?

В данной ситуации сначала надо определить, откуда берется воздух в трубах. Этому способствует 2 признака:

  • появление холодных участков труб и радиаторов;
  • журчащие шумы в магистрали.

Когда приблизительное местонахождение пробки обнаружено, идем по трубе вверх, до ближайшего автоматического или ручного клапана. Затем, немного приоткрыв кран подпитки, стравливаем воздух через это устройство. Удаление из батареи происходит таким же образом.

К сожалению, этот стандартный способ действует не всегда. В крайнем случае можно попытаться выдавить воздух из неудобного места, увеличив температуру и давление в системе до значений, близких к максимальным. Дальше действовать по стандартной схеме, зачастую пробка двигается с места и все же попадает в сбросной клапан. Но если и это не помогло, придется стравливать воздух через ближайшее разъемное соединение. Это надо делать крайне аккуратно, чтобы не обжечься и не затопить весь дом.

Совет. Когда разъемных стыков на трубопроводах нет, как в сетях из полипропилена, проще опорожнить всю систему или ее часть и правильно заполнить вновь. В процессе не помешает отыскать причину возникновения пробки.

Вместо заключения

Спустить воздух из системы отопления, как оказалось – проще простого. А вот выбрать тип воздухоотвода если Вы живете в частном доме и сами обслуживаете систему обогрева – дело более хитрое.

Читайте также:  Кладка камина углового из кирпича своими руками

Самый дешевый метод – установить кран Маевского, но он требует ежегодного профилактического стравливания кислорода. Оптимальным вариантом будет установка автоматического воздухоотвода, но все зависит от ваших конкретных условий и отдельно взятой системы.

Мы подобрали для Вас ещё восемь полезных статей, смотрите далее.

  • Алюминиевые радиаторы отопления: преимущества, технические характеристики и особенности установки
  • Выбираем качественный электрический масляный радиатор отопления
  • Как рассчитать количество секций биметаллических радиаторов отопления для дома
  • Какие радиаторы выбрать для отопления частного дома: учитываем каждую мелочь
  • Биметаллические радиаторы отопления: виды батарей, какие лучше выбрать?
  • Декоративные экраны для батарей отопления: как выбрать и установить
  • Выбираем полотенцесушитель: электрический или водяной, какой лучше?
  • Краска для батарей отопления без запаха: виды, правила покраски

Удаление воздушной пробки спускниками

Спустить воздух из батареи отопления, а заодно и из труб, помогут автоматические или ручные спускники (краны Маевского). Сегодня они монтируются на все радиаторы, так как завоздушенность может проявить себя где угодно, даже если соблюдаются все нормативы и правила проведения монтажных работ. Стоит воздушный кран для радиаторов недорого, а пользы от него много – он позволит в любой момент прогнать образовавшийся воздушный затор.

Для того чтобы спустить воздух из батареи с помощью крана Маевского, необходимо определить место возникновения воздушной пробки. Делается это на ощупь, нужно просто ощупать отопительные приборы после запуска котла. Там, где вы обнаружите холодные участки, располагаются пробки, мешающие работе отопления – именно их нам и нужно удалить с помощью крана Маевского.

После того как будет определена локация пробки, необходимо повернуть кран и добиться выхода обнаруженного там скопления воздуха. Не забудьте подставить ведро или таз, чтобы не залить полы. Сигналом того, что вся воздушная пробка благополучно вышла, является струйка воды, сочащаяся из-под клапана. Пока вода пузыриться, это значит, что воздушные массы все еще выходят. Аналогичную процедуру проводим и на других батареях, где обнаружены пробки.

Проще всего установить на батареях отопления автоматические спускники воздуха. Их основные преимущества:

  • Самостоятельная работа, не требующая вмешательства человека;
  • Компактное исполнение – они не испортят интерьер;
  • Надежность – будучи исправными, они не подведут.

Автоматические спускники позволяют спустить даже самые небольшие количества воздуха. То есть, они не допускают его накопления. А ведь накопившиеся воздушные массы не только препятствуют работе отопления, но и приводят к образованию коррозии.

Теперь вы знаете, как можно убрать воздух из батарей отопления – проще всего сделать это с помощью автоматических спускников. Если в вашей системе их все еще нет, ничто не мешает смонтировать их в летний сезон, когда обогрев будет отключен. При отсутствии возможности установить спускники на батареях, их можно смонтировать рядом, прямо на трубе, вырезав небольшой участок и смонтировав туда тройничок с клапаном.