Способы и рекомендации по изготовлению римских штор своими руками
Для простого или оригинального оформления оконных, дверных проемов или иных участков на стенах часто практикуется применение различных конструкций с тканями. Сегодня предлагаю Вам ознакомиться с простыми, оригинальными идеями о том, как пошить и собрать римские шторы своими руками. Мы рассмотрим устройство магазинных моделей, альтернативные решения от рукодельниц и мастеров. А также будет полезной информация от дизайнеров.
Историческая справка
Существует несколько правдоподобных версий о том, как появились первые прототипы современных римских штор. Все они так или иначе связаны с историей древнего Рима. Вот три основных направления, на которые можно опираться:
- Флот, парусные конструкции. Здесь по краям были протянуты канаты для подъема/роспуска полотна, в промежутке оно привязывалось к деревянным деталям мачты.
- Градостроительство. Строительные работы сопровождались образованием большого количества пыли и грязи. Для защиты жилого пространство на проемы вешались куски смоченной ткани. Для проветривания и освещения дома материю поднимали, складки подвязывали.
- Колизей и другие объекты для массового посещения. В амфитеатре с целью защиты зрителей от солнца и осадков натягивался тент – велариум или веларий. Навес из льняного полотна был представлен мачтами и горизонтальными реями. Управляли конструкцией обученные моряки, что указывает на версию о «флотском» происхождении штор.
Один из частично уцелевших прототипов был обнаружен во время раскопок на территории Помпей. Образец представлен двухслойной льняной тканью с деревянными пластинами. Здесь же имеются металлические кольца, через которые пропускался шнур. Это исполнение максимально близко к тому, что предлагают современные производители римских штор.
Конструктивное исполнение
Исходя из исторической справки несложно понять как устроена римская штора. Принцип работы такого занавеса прост – ткань складывается несколько раз при подъеме и распускается для закрытия проема. Однако, конструкция, а значит и пошив могут быть разными, что мы рассмотрим далее.
Типичная конструкция
Стандартная модель включает в себя всего три элемента: каркас, систему управления и полотно. Первый всегда представлен стационарным карнизом и утяжелителем. Дополнительно часто устанавливаются дополнительные горизонтальные вставки, чтобы складки на занавесе были ровными, параллельными.
В классическом исполнении для подъема и опускания полотна используются два и более шнура. Они фиксируются только в нижней части шторы, пропускаются вдоль вертикальных кромок и между ними через кольца. Далее в области карниза все нити собираются в единый пучок в одном из углов, также через кольцо концы опускаются вниз. Длина свободного пучка обычно составляет 1,5 высоты занавеса.
Для нестандартных проемов
К нестандартным относятся любые проемы, форма которых отличается от квадрата или прямоугольника. Чаще речь идет об арках. Если римская штора со строгой геометрией вешается на стенку, то сложностей никаких не возникает. Для установки внутри откоса конструкцию приходится дорабатывать. Проще сверху сделать отдельный блок для заполнения «неровного» участка, чтобы опустить карниз до оптимального уровня.
Комбинированные шторы
Когда речь идет о творческом подходе, результаты могут отличаться от предлагаемых производителями. Так, самостоятельно можно совместить разные по конструкции шторы. Например:
- римские и рулонные – утяжелитель от вторых выступает в роли стационарного карниза от первых;
- римские и обычные вертикальные – на карнизе полотно крепится с помощью колец или «крокодилов», в качестве утяжелителя используются металлические шарики или небольшие вставки;
- римские и австрийские или французские – в нижней части полотна плоский утяжелитель и промежуточные вставки отсутствуют, для первых предусматривается 2 нижних фиксатора, для вторых несколько;
- римские и плиссе – органичнее будет частую «гармошку» сделать внизу, а более редкие и широкие складки в верхней части проема;
- фотошторы или витражные – в распущенном состоянии полотно «становится» картиной с тем или иным сюжетом.
Также к разряду комбинирования можно отнести совмещение разных видов штор не в единой конструкции, а применительно к декоративному оформлению проемов. Здесь можно просто на заднем фоне повесить традиционную тюль. Но оригинальнее смотрятся композиции с балдахином, итальянскими либо императорскими. Даже более упрощенные нитяные или обычные прямые шторы интересно обрамляют оконное, арочное, дверное или иное пространство.
Идеи без шнурков
Практически все предлагаемые заводами и домашними умельцами римские шторы управляются с помощью шнурков, что пропускаются через кольца. Однако, для фантазии нет ограничений, поэтому можно собрать конструкцию без нитей. Один недостаток – с широкими полотнами далее рассмотренные примеры не будут удобны для управления одним человеком.
Конструкция римской шторы простая – классический каркас с прямым утяжелителем и вставками. Планки выступают по бокам за пределы ткани. Рядом с выступами пришиваются петли, которые нужны для фиксации складок.
Другой вариант – та же классика с выступающими планками и утяжелителем. Только штора дополняется боковыми направляющими. Для фиксации занавеса на нужной высоте понадобятся несколько отверстий в планках и декоративные детальки, что будут вставляться в дырочки.
Третий способ управления – с помощью крючков и ответных зацепов. Одни крепятся по бокам на плоской части кармана для плоских вставок. Другие детали нужно пришивать на небольших «язычках». Похожим образом можно пришить пуговицы с петлями либо портновские кнопки.
Подготовка материалов
Первый шаг к тому как сделать римские шторы в домашних условиях – выбор типа конструкции. Далее нужно определиться с исполнением полотна – однослойное оно будет или двух отрезов. После этого можно будет разбирать детально какие ресурсы понадобятся для дальнейшей творческой деятельности.
Карниз
Стационарный карниз – это верхняя опорная планка, которая жестко закрепляется внутри проема, на рамном переплете либо на стене за пределами откоса. Самое простое решение – деревянная планка с прямоугольным или квадратным сечением, где боковая сторона будет иметь высоту 25 мм. Можно и другой параметр выбрать, но мастера обычно практикуют крепление ткани на липучку именно с такой шириной. Липучка просто пристреливается к деревянной планке.
Круглый карниз обычно используется для наружной установки занавеса. На него навешивается ткань с помощью петель, колец или «крокодилов». Другой вариант – это вал для комбинированного изделия со шторой рулонного типа. Планка может быть деревянной, пластиковой, металлической, сплошной или полой.
Вставки и утяжелитель
В магазинном комплекте обычно имеются пластиковые круглые вставки и алюминиевый утяжелитель в полимерной оболочке. Альтернативные варианты должны быть схожи с оригинальными по следующим критериям: механическая прочность, гладкая поверхность, ровность в любой плоскости. Например, самодельные газетные трубки не подойдут, так как они гнутся. А спицы, кабель-каналы, бамбук и лоза, штапик и другие материалы – это вполне допустимые решения. Отдельно стоит отметить, что вставки могут быть легкими, а утяжелитель должен способствовать полному расправлению складок на опущенном полотне.
Дополнительные детали для крепления и управления шторой
Распространенный вариант для самодельных римских штор – сшитая ткань своими руками и покупной набор для установки/управления занавесом. В комплект входит карниз с лентой-липучкой. Здесь же предусмотрены скрытые кольца для объединения нитей в пучок и шнурки с кольцами для «оформления» полотна.
Для творческих людей все перечисленное несложно заменить. Вместо ленты липучки можно использовать крючки, петли с пуговицами, кнопки. Для круглого карниза выше уже предлагались варианты. А можно его вставить в карман. Он прошивается, оформляется с молнией или с иными быстросъемными приспособлениями.
Кольца можно заменить на шайбочки или шурупы с головкой в форме кольца. В качестве шнуров применяются капроновая нить, длинные шнурки для обуви, усиленная рыболовная леска. А также практикуется альтернативное решение – тесьма для шторы, которая заменяет комплект из колец и шнуров.
Вычисляем параметры ткани
На практике замечено, что чаще всего ошибки совершаются на этапе расчета параметров ткани. Если выбирается вариант классической римской шторы, то полотно готовится цельным. Нужно будет только правильно оформить периметр. Для каскадной модели оформляются карманы для вставок. В конечном результате любой просчет может привести к тому, что рабочая длина полотна может оказаться короче задуманной. Чтобы этого избежать, далее рассмотрим полезные рекомендации от мастеров.
Видео описание
В этом видео показано как сделать двухслойную штору с цельным наружным полотном:
Расчет ширины полотна
Существуют ткани, которые не рассыпаются после подрезки даже во время стирки. Но в случае с римскими шторами лучше боковые кромки прошить. Обычно это узкая двойная складка и крайний шов. В декоративных целях можно сделать широкое обрамление, которое будет одинаковым по всему периметру полотна. Так, если днем окно закрыто, основная часть ткани будет заметно лучше пропускать свет. Этот подход актуален для классической модели. В любом случае – важно соблюдать ровность каждого загиба, а края должны быть строго параллельными друг другу и перпендикулярными торцам.
Расчет длины ткани
Выше было упомянуто о том, что ткань обязательно прошивается в области карниза и утяжелителя, дополнительно оформляются места для вставок. Верх и низ могут быть выполнены двумя способами: кромка с двойным загибом и карман. Если рассматривается второй вариант, то нужно учитывать размеры вставок, так как на них понадобится запас материи для огибания контура планки. Плюс нужно учесть припуск для свободного прохождения вставки внутри кармана. В случае со складками есть зависимость от способа их оформления, о чем пойдет речь ниже.
С накладкой
На общую длину выкройки такой вариант влияния не оказывает. В качестве накладки может выступать отрез, который пришивается с изнаночной стороны на полотно двумя строками. Если нужен одиночный шов, то крепится сплошной подготовленный карман или несколько петель под вставку. Третий вариант – планка устанавливается с помощью пуговиц или крючков.
Видео описание
В этом видео показано как сшить римскую штору со шторной тесьмой в качестве замены карманов и колец:
Двойной карман
Такой способ практикуется когда римская штора изготавливается своими руками из двух отрезов ткани. В таком случае без применения дополнительных материалов на месте расположения вставок оба полотна прострачиваются. Если планки тяжелые, то достаточно одного шва. Под легкие планки нужно две строки. Чтобы с длиной занавеса не промахнуться, нужно будет учесть ширину полоской вставки или диаметр круглой – они будут необходимым техническим запасом.
Складной карман
Такой карман формируется из цельной ткани. В области вставки выкройка складывается и прошивается одной строкой. Здесь нужно будет учесть высоту и ширину либо окружность планки, запас на ее свободное прохождение.
Дополнительная информация и полезные рекомендации
Один из главных вопросов, которым задаются начинающие мастера – в каком количестве и с какой шириной должны быть складки. Ориентироваться нужно на плотность и жесткость ткани. Чем она грубее, тем больше должно быть расстояние между кольцами. Относительно числа шнуров рассматривается вес и рабочая ширина занавеса – для легких и узких достаточно двух-трех нитей.
Второе, что может вызвать сомнение – применимость римской шторы для конкретного случая. Не рекомендуется их использовать в таких случаях:
- высокие двери и окна, панорамное остекление – конструкция получается тяжелой, громоздкой, со множеством складок;
- маленькие проемы – чтобы не снижать светопропускную площадь приходится на размер всей собранной шторы поднимать карниз, что не всегда удобно или практично;
- секционное окно – на каждый блок отдельно повешенные полотна задевают ручку, а в случае с глухими и распашными створками карнизы оказываются на разной высоте;
- с выступающим и эксплуатируемым подоконником – радиаторы остаются визуально открытыми, на поверхности любые предметы будут мешать полностью закрывать проем;
- фигурные проемы – речь идет об установке штор внутри откоса с многоугольной геометрией, где невозможно будет полностью перекрыть свет квадратным/прямоугольным полотном.
Видео описание
В этом видео дизайнер рассказывает про способы крепления римских штор и других полезных моментах:
Третье – тип ткани. В таблице ниже представлено краткое описание подходящих материалов (рассмотрены не все возможные варианты):
Ткань | Описание |
Натуральные образцы | |
Лен | (+) Грубый, легкий, неоднородная структура, светлые оттенки. (-) Выгорает, деформируется, садится при стирке, накапливает пыль, тонкая ткань неравномерно складывается. |
Хлопок | (+) Прочный, стойкий к износу и стирке, большой выбор по плотности и структуре. (-) Выгорает на солнце, мнется, хорошо впитывает влагу и легко пачкается. |
Шелк | (+) Прочный, с благородным лоснящимся эффектом и приятный на ощупь. (-) Не в любой интерьер вписывается (скандинавский, минимализм), легко образуются зацепки, стирка только ручная, дорого материал. |
Синтетические образцы | |
Блэкаут | (+) Прочное трехслойное полотно с низкой светопропускной способностью, плотное и прочное, практически не мнется, долго сохраняет цвет. (-) Плохо пропускает воздух, важно соблюдать правила ухода. |
Жаккард | (+) Фактурный рисунок не сильно влияет на образование складок, материал механически прочный, плотный, светостойкий, плохо пропускает свет и «не боится» стирки. (-) Недостаток выявлен один – дорого. |
Полиэстер | (+) Можно выбрать по плотности, толщине и фактуре, есть варианты с имитацией других тканей и смешанные образцы с природными нитями. Ткань не выгорает, долго служит, за ней легко ухаживать. (-) Минусы: плохо пропускает воздух, электризуется, мнется (если неправильно ухаживать). |
Сатин | (+) Плотный, не деформируется после стирки, «дышит», легко чистится. На поверхности наблюдается лоснящийся эффект. (-) Пропускает свет, мнется. |
Что касается работы с тканью, то есть еще несколько полезных советов:
- перед прошивкой любые складки разглаживаются утюгом;
- для соблюдения ровных линий практикуется нанесение разметки, использование тонкой металлической линейки во время работы с утюгом;
- готовое изделие стоит сначала отутюжить с паром (или через тонкое влажное полотенце) и сразу свернуть, что позволит складкам «привыкнуть» к нужной форме, а после не будет изломов.
Римские шторы своими руками можно изготовить как в классическом варианте, так с индивидуальными доработками. Это касается ширины (одинаковая/разная) и количества складок, ровных или волнистых краев, наличия/отсутствия декоративных элементов. Главное, что важно учитывать выбирая способы реализации идей – ничто не должно препятствовать равномерному формированию складок на ткани.
Коротко о главном
Римская штора – это конструкция с карнизом, шнурами и складывающимся полотном. Дополнительно могут быть сделаны вставки для оформления ровных параллельных складок.
Классическая штора отличается цельным полотном, на каскадной видны складки/вставки даже в развернутом положении шторы.
Карниз всегда стационарный, обязательно присутствует утяжелитель и минимум 2 нити для управления полотном. Но не исключаются альтернативные решения. Главное при этом – фиксация сложенной ткани.
Римские шторы можно комбинировать с другими в пределах единой конструкции либо одного проема.
До вырезания выкройки из ткани важно учитывать параметры всех комплектующих, способ сборки изделия.